Характерными особенностями учебного
предмета «Технология» являются:
- практико-ориентированная
направленность содержания обучения;
- применение знаний, полученных
при изучении других образовательных областей и учебных предметов, для решения технических и технологических задач;
- применение полученного опыта
практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения программой
предусматривается обязательное изучёние общетрудовых знаний, овладение
соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта
практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей
конструктора.
Цель обучения — формирование
у обучающихся представлений о материалах и инструментах, о свойствах
материалов.
Задачи:
- развитие сенсорики,
мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического
мышления, глазомера; способности ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой
деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных
представлений о мире профессий;
- овладение начальными
технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической
деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки
своей работы;
- воспитание трудолюбия,
уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к
информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил
сотрудничества в коллективной
деятельности.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного
предмета в рабочей программе выделены три содержательные линии, которые
реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно
углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и
способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов
(опыт практической деятельности)», «Домашний труд».
Требования к результатам
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания
в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета; способность
характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы,
устанавливать, какие из предложенных практических задач могут быть им успешно
решены.
Метапредметные результаты: способность анализировать
учебную ситуацию с точки зрения практических. характеристик, устанавливать
количественные и пространственные отношения между деталями, строить алгоритм
поиска необходимой информации и решения практической задачи, определять логику
решения практической задачи; планировать, контролировать и корректировать ход
решения практической задачи.
Предметные результаты: у обучающихся формируется
представление о материалах и инструментах, о свойствах материалов. Они учатся
работать с разнообразными материалами и инструментами, выполнять индивидуальные
и коллективные работы.
Объем и сроки изучения
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год, по 1 часу
в неделю.
В 1-й четверти —9 часов.
Во 2-й четверти - 7 часов.
В 3-й четверти — 9 часов.
В 4-й четверти — 8 часов.
Список
литературы
1.
Проснякова Т.Н. Азбука
мастерства. 1 класс: учебник / Т.Н. Проснякова. — М.:
Академкнига/Учебник, 2011
2. Проснякова Т.Н. Азбука мастерства. 1
класс: методическое пособие для учителя / Т.Н. Проснякова. — М.: Академкнига /Учебник, 2010.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Изготовление изделий из
природных материалов (8 часов)
|
Краткая характеристика
операций сбора, хранения, обработки природных материалов. Правила
безопасности при работе с бытовыми приборами. Соединение деталей изделия
клеем. Аппликация (понятие). Овладение основными способами соединения
плоскостных деталей изделия при помощи пластилина. Мозаика (понятие)
|
Подготовка
материала к работе: сбор, сушка, хранение. Аппликация из засушенных растений.
Аппликация из опилок и стружки. Мозаика из семян. Объёмное моделирование из
птичьих перьев. Объёмное моделирование из еловых шишек. Объёмное моделирование из
сухой травы
|
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим
алгоритмам. Наблюдать объекты и явления окружающего мира;
обнаруживать изменения, происходящие с объектами и явлениями. Знать растительные природные материалы
|
Изготовление изделий из
бумаги и картона (11 часов)
|
Краткая
характеристика операций обработки бумаги. Техника безопасности при работе с
инструментами. Изготовление плоскостных и объёмных изделий по образцам,
рисункам; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру;
складывание и сгибание заготовок. Разметка с помощью шаблона. Вырезание по
криволинейному контуру. Способы приклеивания
|
Виды
бумаги и картона. Трудовая деятельность в жизни человека. Беседа «Из истории
бумаги». Складывание бумаги. Оригами. Складывание из пёстрой бумаги.
Гофрирование бумаги. Надрезание и вырезание из сложенной бумаги. Симметричное
вырезание. Контурная мозаика. Разметка по линейке. Плетение.
|
Выполнять инструкции,
точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Определять способы контроля, находить ошибки в работе и
исправлять их. Уметь договариваться; распределять работу, оценивать общий
результат деятельности и свой вклад в него.
Создавать модель по собственному замыслу
|
Моделирование и
конструирование (2 часа)
|
Разметка
деталей по шаблонам и с применением точных инструментов. Использование
измерений для решения практических задач. Моделирование и конструирование из
спичечных коробков.
|
Моделирование
и конструирование из спичечных коробков
|
Выполнять инструкции,
точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Определять способы контроля,
находить ошибки в работе и их исправлять. Создавать изделия и декоративные композиции по
собственному замыслу
|
Изготовление изделий из
пластичных материалов (2 часа)
|
Краткая
характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы
формообразования деталей изделия. Пластичное преобразование целой заготовки в
изделие; приёмы создания фактурной поверхности
|
Жгутики,
отпечатки, шарики, мазки. Беседа «Изготовление изделий из
глины — древнейшее ремесло человека». Лепка конструктивным способом
из разных форм
|
Выполнять
инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Определять способы контроля,
находить ошибки в работе и их исправлять. Создавать изделия и декоративные композиции по собственному
замыслу
|
Изготовление изделий из текстильных
материалов (8 часов)
|
Краткая
характеристика операций обработки текстильных материалов. Способы выполнения
ручных швов. Способы изготовления силуэтов животных. Приёмы выполнения
загадок. Материалы для плетения. Знакомство с видами ткани. Виды обработки
ткани. Инструменты и материалы для выполнения швов. Способы разметки. Виды
работы с текстильным материалом: плетение косички, шитьё и вышивание,
изготовление бахромы. Общее представление об интерьере дома
|
Работа с
иглой и ниткой. Правила безопасной работы. Беседа «Как появился напёрсток».
Аппликация из резаных ниток. Плетение косичек из ниток. Закладки и игрушки.
Аппликация из полос с бахромой. Шов «вперёд иголку», «вперёд иголку с
перевивом». Шитьё игольницы. Мягкие игрушки.
|
Выполнять
инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Определять
способы контроля, находить ошибки в работе и их исправлять. Уметь
договариваться, распределять работу, оценивать общий результат
деятельности и свой
вклад в него.
Иметь общее понятие о тканях растительного происхождения, их видах
и использовании.
Знать историю
появления напёрстка
|
Домашний труд (2 часа)
|
Соблюдение
правил личной гигиены. Уход за одеждой. Мелкий ремонт одежды: приёмы
пришивания пуговиц. Декоративное оформление предметов быта и
жилища. Общее представление об интерьере
дома
|
Домашний
труд. Уход за одеждой. Пришиваем пуговицы с двумя отверстиями. Нарядная
салфетка
|
Выполнять
инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Создавать изделия и декоративные композиции по
собственному замыслу
|
|
|
|
|