Сайт учителя начальных классов

Подрезовой Людмилы Николаевны 

Меню сайта
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 593
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Случайное фото

сайт "Начальная школа"
Издательство Просвещение


конкурс сайтов

Методический семинар 

Технология модерации и  АМО

как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока.

 

Л.Н. Подрезова,

учитель начальных классов

МАОУ Сетовская СОШ

 

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи.

И.Г. Песталоцци

 

Начальная школа – это один из самых ответственных этапов развития ребёнка. В этот период формируются важные психологические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, её мотивации и базовых учебных умений, так называемых УУД, которые во много определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. У каждого педагога должна быть определена цель педагогической деятельности, которая позволит выстроить педагогическое взаимодействие  с обучающимся.

Технология, которую я использую в своей деятельности в течение трех  лет, помогает решить данную проблему. Это технология модерации.  Мой небольшой опыт позволяет мне говорить об эффективности применения данной технологии  в образовательном процессе.

Четвёртый год я реализую программу «Перспективная начальная школа»,  основная идея которой — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

В своей педагогической деятельности я исхожу из того, что 21 век – это век инноваций, в обществе происходят большие изменения.  Роль школы в обществе изменяется, меняются и подходы в обучении. Учитель – это не центральная фигура в учебном процессе, не единственный источник информации и знаний.

Необходимо для успешной организации образовательного процесса выдвигать личность обучающегося, его интересы и потребности, необходимо обновлять содержание и методику, технологии, используемые в обучении, а также методики оценки деятельности учеников, что я и стараюсь выполнять при организации учебного процесса своих учеников.

Тема моего педагогического опыта: «Технология модерации и активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации и эффективности урока».

Задачи педагогического опыта:

  • учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
  • создание мотивации к дальнейшей успешной учебной, творческой  деятельности;
  • формирование интереса к образованию;
  • создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
  • развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

Впервые я узнала о данной технологии в статье «Технология модерации и  АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока» Мориной Светланы Алексеевны, учителя МБОУ СОШ №5 города-курорта Железноводска. Потом теоретическое обучение по данной технологии, применение элементов технологии и активных методов обучения в практической деятельности на отдельных уроках окружающего мира и литературного чтения. Дальнейшее расширение  круга применения активных методов обучения на всех предметах  преподаваемых мною в начальной школе.

МАОУ Сетовская СОШ расположена в территории, где социальный статус родителей очень разнообразен, много семей группы риска, семей, где  дети плохо владеют русским языком, родители значительно меньше уделяют времени детям. Поэтому педагогам приходится рассчитывать только на работу, организованную в учебное время. Необходимо организовывать так учебный процесс, чтобы ребенок максимально усваивал новый материал на уроке, а это возможно только при повышенной учебной мотивации и активной познавательной деятельности. Использование технологии «Модерация» и активные методы обучения дает такую возможность.

Технология стала оптимальным средством повышения учебной мотивации и условием достижения высоких предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практическая значимость

Актуально то, что многие проблемные вопросы решаемы, если систематически использовать в работе технологию «Модерации» и активные методы обучения. В этом случае ученик и учитель становятся равноправными участниками образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания и развития обучающихся обеспечивается при организации следующих ключевых процессов:

  • оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности;
  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

Перспективность данного опыта работы по использованию технологии «Модерации» и активных методов обучения позволяет решить ряд противоречий:

  • необходимость обучать всех и каждого – качественно и быстро;
  • необходимость организации процесса обучения радостно и результативно;
  • необходимость обучать напряженно, но без перегрузки обучающихся;
  • необходимость организовывать процесс обучения на достаточно высоком уровне, но и доступно.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Создание условий для формирования активной, социально-значимой личности младшего школьника, выявление и развитие его творческих способностей, сохранение физического и психического здоровья; создание на уроке таких условий,  при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка – это основная стратегия педагогической деятельности.

  • Идея личностного подхода в образовательном процессе.
  • Идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
  • Идея сотрудничества педагога и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
  • Идея интеграции учебного содержания.

Теоретическая база опыта

Для успешного использования технологии «Модерация» и АМО я изучила психолого-педагогические теории на которых строю учебно-воспитательный процесс:

  1. Теория поэтапного формирования умственных действий -  П.Я.Гальперин
  2. Теория развития познавательного интереса  - Г.И.Щукина
  3. Теория активизации учебной деятельности школьников – Т.И.Шамова, А.К.Маркова.

Мною изучены и проанализированы  следующие  публикации:

  1. Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева, О.Н. Егорова, Т.А. Калянова, М.Ю. Мамонтова, С.П. Старцева, В.С. Фомин «Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения».
  2. Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
  3. Т.В. Лазарев «Образовательные технологии новых стандартов» Часть 1. Технология АМО
  4. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
  5. "Копилочка активных  методов обучения",  http://www.moi-universitet.ru
  6. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные технологии”, Москва, Педагогическое общество  России, 2000 г
  7. М.А. Курьянов, В.С. Половцев. «Активные методы обучения», Тамбов, 2011 г.
  8. Хижнякова О. Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе».
  9. Факультет технологий интерактивного обучения, http://moi-amour.ru.

Новизна опыта.

  • Создание системы применения технологии «модерации» и активных методов обучения, нацеленных на повышение учебной мотивации и познавательной деятельности, повышения качества обученности младших школьников;
  • Рационализация, усовершенствование отдельных сторон образовательного процесса.

Технология опыта.

Я хотела бы поделиться опытом работы по применению технологии «Модерации» и активных методов обучения в образовательном процессе младших школьников. Исходя из того, что технология – это процедура деятельности, ее состав и содержание, постараюсь раскрыть последовательность действий педагога, способы вовлечения учащихся в учебную деятельность, активизации и повышения работоспособность учащихся; раскрыть теоретические аспекты данной технологии и, конечно же, практическое применение данной технологии  в начальной школе.

Объектом исследования моего опыта является учебный процесс младших школьников в условиях систематического использования технологии «модерации» и активных методов обучения.

Предметом исследования считаю роль технологии «модерации» и активных методов обучения в повышении учебной мотивации и активизации познавательной деятельности младших школьников.

Цель описания опыта (исследования) – анализ использования технологии «модерации» и активных методов обучения с целью повышения эффективности учебного процесса.

Решаемые задачи:

  • изучить сущность, специфику и особенности использования технологии «модерации» и активных методов обучения как средство повышения учебной мотивации, условие повышения эффективности обучения;
  • экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых применение данной технологии становится средством повышения учебной мотивации и средством повышения эффективности учебного процесса;
  • выявить общие закономерности изменения успешности обучающихся (изменение успеваемости, участие во внеурочной деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах).

Планируемый результат опыта: если в процессе обучения младших школьников систематически использовать технологию «модерации» и активных методов обучения, то это способствует:

  • повышению учебной мотивации;
  • улучшению усвоения учебного материала;
  • сформированности практической направленности знаний обучаемых;
  • улучшению эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам;
  • повышению информационной культуры учащихся;
  • развитию познавательной и творческой активности учащихся;
  • развитию универсальных учебных действий младших школьников (личностных и метапредметных).

Начну с определения, а что же такое модерация?

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Технологию модерации можно сравнить с путеводной нитью в море разнообразных образовательных процессов. Использование модерации позволяет упорядочить протекание всех этих процессов и, тем самым, обеспечить эффективное управление ими.

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.

Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием и гарантированного достижения запланированных целей урока в основу технологии положены ключевые принципы.

                                                                                                                    Схема №1

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план образовательного мероприятия, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Технология модерации предполагает определённые этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Схема №2

Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Будучи логически связанными и взаимо дополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.

Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе проектирования урока и использованием АМО педагог подбирает методы с учетом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей.

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией ключевых процессов.

  • эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
  • упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
  • обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
  • мотивация всех участников образовательного процесса;
  • мониторинг образовательного процесса;
  • рефлексия педагога и обучающихся;
  • анализ деятельности участников и оценка результатов.

 

Схема №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффективность работы использования технологии «модерации» обеспечивается использованием специальных методов, приемов, более всего для модерации подходят активные методы обучения. (АМО).

АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Схема №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартного мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных учебных действий.

Технология «Модерации» и активных методов обучения позволяет органично применять в моей педагогической практике целый комплекс современных образовательных технологий: проектное обучение, развитие критического мышления, приемы игровой деятельности и проблемно-диалогичное обучение.

Кроме того применение технологии «модерации» и активных методов обучения позволяет в полной мере реализовать здоровьесберегающий потенциал урока в начальной школе.

Я стараюсь, чтобы каждый урок, развивая и обучая своих учеников, повышая его мотивацию, придавал ему уверенности в своих силах.

Ну, как и каждая технология, данная технология имеет свои плюсы и минусы.

Таблица №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активные методы обучения необходимо вводить дозировано, чтобы учебная деятельность не превратилась просто в игру, при планировании урока очень важно подходить к использованию активных методов с учётом фаз и процессов модерации, они должны решать определенную задачу урока. Можно использовать уже готовые разработанные методы активного обучения, можно их адаптировать под определённую деятельность, а также придумывать свои. 

Факторы, влияющие на эффективность применения технологии «модерации»  и активных методов обучения:

  • Признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал. Проведение уроков самоуправления.
  • Работа в команде – ещё один мощный мотивирующий фактор. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели.
  • Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения младших школьников понятным и интересным для всех.
  • Смена напряжённой работы веселыми разминками, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения.
  • Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.

Результативность

Для оценки результативности своего опыта я использую методики диагностики.

Диагностику провожу по определенным критериям.

Таблица №2

В ходе мониторинга выявилась динамика уровня творческой самореализации учащихся по индивидуальному признаку и по классу в целом. Степени проявления показателей имеют оценки: высокая, средняя, низкая. Результаты мониторинга свидетельствуют в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей.

Таблица №3

Динамика перехода обучающихся по степеням проявления показателей (в процентах).

 

Показатель (критерий)

Шкала оценки (степень проявления)

Высокая/

оптимальная

Средняя/

достаточная

Низкая

2015

2016

2015

2016

2015

2016

Познавательная самостоятельность

12%

34%

22%

52%

66%

14%

Мотивация к творческой деятельности

16%

46%

30%

38%

54%

16%

Творческая активность

21%

46%

47%

46%

32%

8%

Развитость творческого мышления

10%

44%

28%

42%

62%

14%

Оценка готовности к творческой самореализации

-----

22%

36%

50%

64%

28%

 

Таблица№4

Динамика доли учащихся освоивших программу по предметам на «4» и «5»

(в процентах).

Предмет

2 класс

3 класс

4 класс (1 п\г)

Русский язык

44%

69.2%

69.2%

Математика

46%

69.2%

76.9%

Литературное чтение

62%

76.9%

84.6%

Окружающий мир

52%

69.2%

69.2%

 

Таким образом, результативность моего опыта подтверждает мое предположение,  если в процессе обучения младших школьников систематически использовать технологию «модерации» и активных методов обучения, то это способствует:

  • повышению учебной мотивации;
  • улучшению усвоения учебного материала;
  • сформированности практической направленности знаний обучаемых;
  • улучшению эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам;
  • развитию
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Погода
    Яндекс.Погода

    Праздники



    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz