ХОД УРОКА
Организационный момент.
1. Проверка Д/З.
1.Фронтальный опрос.
— Что такое фауна?
- Какие животные называются одноклеточными и многоклеточными?
- В чем отличие позвоночных животных от беспозвоночных?
— Кто из нарисованных животных не является насекомым?
(На доске иллюстрации с изображением паука-крестовика, бабочки, жука-могильщика осы, муравьи.)
— Какое слово не вписывается в общий ряд: комар, муха, пчела, оса, божья коровка, скорпион?
— Как же узнать, насекомое перед вами или нет?
2. Игра «Кто больше назовет животных за минуту».
Учащиеся за минуту должны как можно больше написать животных:
1-й вариант — многоклеточных;
2-й вариант — беспозвоночных,
3-й вариант — позвоночных.
2. Знакомство с новым материалом.
1. Беседа о рыбах и их разновидностях.
— Какие животные называются позвоночными? (К позвоночным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
- Какие из перечисленных мною животных живут только в воде? (Рыбы.)
— Знакомством с рыбами мы начнем изучение позвоночных животных. Примерно 2/З поверхности нашей планеты покрыто океанами, морями, реками и озерами. Их населяют мириады животных значительную часть, которых составляют представители класса рыб. К 90-м гг. ХХ столетия зоологи описали около 22 тысяч видов — больше, чем всех остальных позвоночных животных.
Рыбы появились на Земле более 450 лет назад. Рыбы — самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живы существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись. В настоящее время они являются самыми многочисленными представителями класса позвоночных.
— Рассмотрите иллюстрацию с изображением рыб.
--- Какие особенности внешнего вида существуют у рыб?
— Какое значение имеют плавники?
2.Работа по учебнику.
— Прочитайте предложения в учебнике на с. 69. Найдите верные высказывания.
— Какую роль играет позвоночник для рыб?
— Всех рыб условно делят на три типа. Первый тип — это хрящевые рыбы (скаты, акулы), то есть рыбы с хрящевым позвоночником. Они имеют прочную, толстую, но без чешуи кожу.
Второй тип это костистые рыбы, с бесхрящевым позвоночником и чешуйчатой кожей. Пожалуй, этот тип самый многочисленный.
Третий тип — рыбы, имеющие и легкие, и жабры. Все легочные рыбы живут только в пресной воде. Их плавники очень напоминают конечности животных, поэтому такие рыбы, как особый вид окуня, способны иногда выходить на берег.
- А вы знаете, какая самая большая рыба? Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы на Земле. Они иногда достигают 16-18м в длину. А вот самая маленькая рыба в мире обитает на Филиппинских островах. Это бычок Пандака длиною 0,6см, признанный самым крошечным позвоночным.
3. Ознакомление с земноводными.
- Каких животных называют земноводными? Почему?
- Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова, означающего «живущий двойной жизнью». Они могут жить и на суше, и в воде.
Существует три группы или отряда земноводных: лягушки, саламандровые и червяги. Различные виды тритонов относятся к саламандровым.
Червяги – это существа, живущие в норах. Они слепые, у них нет ни ног, ни хвоста. Земноводные дышат жабрами в юном возрасте, а потом у многих из них развиваются лёгкие.
У земноводных кожа гладкая и клейкая, поддерживаемая во влажном состоянии специальными слизистыми железами. Вода легко проникает через их кожу, поэтому большинство земноводных высыхает и умирает, если их надолго вытащить из воды.
- Самостоятельно прочитайте об одном из представителей земноводных в учебнике с.69
- Что интересного вы узнали о лягушке?
Некоторые лягушки довольно странно ухаживают за своими яйцами. Самка одной древесной лягушки из Бразилии сооружает для своих яиц гнездо из грязи, в то время как самец сидит и квакает. Суринамская жаба вынашивает яйца у себя на спине.
С. 70 Чтение рубрики «Этот удивительный мир»
С. 70-71 Чтение и анализ текста о пресмыкающихся.
- Какие животные относятся к пресмыкающимся?
- Ребята, а вы знаете, почему у животных такое название?
- Название «пресмыкающиеся» точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище -наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами. Настоящая ходьба и бег с выпрямленными конечностями и приподнятым телом наблюдаются, сравнительно редко, обычно же рептилии ползут, «пресмыкаются», безногие иначе просто не могут.
6. О разнообразии пресмыкающихся.
В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Ученые считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет тому назад, В те времена пресмыкающиеся составляли основную группу животных и часто имели гигантские размеры. Но эти огромные рептилии вымерли, а пресмыкающиеся наших дней имеют сравнительно небольшие габариты. Самые крупные из них - крокодилы и питоны.
Пресмыкающиеся с холодной кровью передвигаются ползком и имеют позвоночник.
Пресмыкающиеся подразделяются на четыре основные группы черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.
Черепахи отличаются от прочих пресмыкающихся тем, что их тело окружено костным панцирем. Все черепахи откладывают яйца. Некоторые черепахи живут возле водоемов или в них, а некоторые — исключительно на суше.
Аллигаторы, крокодилы и им подобные имеют удлиненное тело с четырьмя конечностями, покрытое чешуйками или пластинками. Ящерицы и змеи относятся к пресмыкающимся высшего порядка. Основное различие между ящерицами и змеями состоит в строении челюстей. У змей и верхняя и нижняя челюсти имеют подвижные части с острыми, загнутыми внутрь зубами.
7.Чтение текста в рубрике «Жил на свете человек...».
С давних времен и поныне змеи в восточной медицине служат одним из основных источников лекарственных средств при лечении многих заболеваний. Больному могут давать змеиную кровь, желчь, а также настойку на змеях, в состав которой входит и яд.
Профессия змееловов — охотников за змеями — очень опасна. Однако и змеям можно порой посочувствовать. Некоторые виды стали редкими и уже нуждаются в охране.
ИТОГ УРОКА:
- Назовите позвоночных животных, с которыми сегодня познакомились.
Д/З. подготовить пересказ текста с. 68—71
ЛИТЕРАТУРА
1. В мире дикой природы
2. Окружающий мир 3 класс поурочные планы (автор-составитель О.А.Исакова, 2006)
|