Сайт учителя начальных классов

Подрезовой Людмилы Николаевны 

Меню сайта
Категории раздела
Уроки [3]
Планета загадок [6]
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 595
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Случайное фото

сайт "Начальная школа"
Издательство Просвещение


конкурс сайтов

Главная » Файлы » Окружающий мир » Уроки

ТЕМА: Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
25.03.2008, 08:38

 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1. Проверка Д/З.

1.Фронтальный опрос.

— Что такое фауна?

- Какие животные называются одноклеточными и многоклеточными?

- В чем отличие позвоночных животных от беспозвоночных?

— Кто из нарисованных животных не является насекомым?

(На доске иллюстрации с изображением паука-крестовика, бабочки, жука-могильщика осы, муравьи.)

— Какое слово не вписывается в общий ряд: комар, муха, пчела, оса, божья коровка, скорпион?

— Как же узнать, насекомое перед вами или нет?

   2. Игра «Кто больше назовет животных за минуту».

Учащиеся за минуту должны как можно больше написать животных:

1-й вариант — многоклеточных;

2-й вариант — беспозвоночных,

3-й вариант — позвоночных.

 

2. Знакомство с новым материалом.

1. Беседа о рыбах и их разновидностях.

— Какие животные называются позвоночными? (К позвоночным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)

- Какие из перечисленных мною животных живут только в воде? (Рыбы.)

 

— Знакомством с рыбами мы начнем изучение позвоночных животных. Примерно 2/З поверхности нашей планеты покрыто океанами, морями, реками и озерами. Их населяют мириады животных значительную часть, которых составляют представители класса рыб. К 90-м гг. ХХ столетия зоологи описали около 22 тысяч видов — больше, чем всех остальных позвоночных животных.

Рыбы появились на Земле более 450 лет назад. Рыбы — самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живы существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись. В настоящее время они являются самыми многочисленными представителями класса позвоночных.

— Рассмотрите иллюстрацию с изображением рыб.

--- Какие особенности внешнего вида существуют у рыб?

— Какое значение имеют плавники?

2.Работа по учебнику.

— Прочитайте предложения в учебнике на с. 69. Найдите верные высказывания.

— Какую роль играет позвоночник для рыб?

 

— Всех рыб условно делят на три типа. Первый тип — это хрящевые рыбы (скаты, акулы), то есть рыбы с хрящевым позвоночником. Они имеют прочную, толстую, но без чешуи кожу.

Второй тип это костистые рыбы, с бесхрящевым позвоночником и чешуйчатой кожей. Пожалуй, этот тип самый многочисленный.

Третий тип — рыбы, имеющие и легкие, и жабры. Все легочные рыбы живут только в пресной воде. Их плавники очень напоминают конечности животных, поэтому такие рыбы, как особый вид окуня, способны иногда выходить на берег.

- А вы знаете, какая самая большая рыба? Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы на Земле. Они иногда достигают 16-18м в длину. А вот самая маленькая рыба в мире обитает на Филиппинских островах. Это бычок Пандака длиною 0,6см, признанный самым крошечным позвоночным.

3. Ознакомление с земноводными.

- Каких животных называют земноводными? Почему?

 

- Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова,  означающего «живущий двойной жизнью». Они могут жить и на суше, и в воде.

Существует три группы или отряда земноводных: лягушки, саламандровые и червяги. Различные виды тритонов относятся к саламандровым.  

      Червяги – это существа, живущие в норах. Они слепые, у них нет ни ног, ни хвоста. Земноводные дышат жабрами в юном возрасте, а потом у многих из них развиваются лёгкие.

 

У земноводных кожа гладкая и клейкая, поддерживаемая во влажном состоянии специальными слизистыми железами. Вода легко проникает через их кожу, поэтому большинство земноводных высыхает и умирает, если их надолго вытащить из воды.

- Самостоятельно прочитайте об одном из представителей земноводных в учебнике с.69

- Что интересного вы узнали о лягушке?

Некоторые лягушки довольно странно ухаживают за своими яйцами. Самка одной древесной лягушки из Бразилии сооружает для своих яиц гнездо из грязи, в то время как самец сидит и квакает. Суринамская жаба вынашивает яйца у себя на спине.

С. 70 Чтение рубрики «Этот удивительный мир»

 

С. 70-71 Чтение и анализ текста о пресмыкающихся.

- Какие животные относятся к пресмыкающимся?

- Ребята, а вы знаете, почему у животных такое название?

 

- Название «пресмыкающиеся» точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные  с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко  отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище -наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами. Настоящая ходьба и бег с выпрямленными конечностями и приподнятым телом наблюдаются, сравнительно редко, обычно же рептилии ползут, «пресмыкаются», безногие иначе просто не могут.

6. О разнообразии пресмыкающихся.

В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Ученые считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет тому назад, В те времена пресмыкающиеся составляли основную группу животных и часто имели гигантские размеры. Но эти огромные рептилии вымерли, а пресмыкающиеся наших дней имеют сравнительно небольшие габариты. Самые крупные из них - крокодилы и питоны.

Пресмыкающиеся с холодной кровью передвигаются ползком и имеют позвоночник.

Пресмыкающиеся подразделяются на четыре основные группы черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.

Черепахи отличаются от прочих пресмыкающихся тем, что их тело окружено костным панцирем. Все черепахи откладывают яйца. Некоторые черепахи живут возле водоемов или в них, а некоторые — исключительно на суше.

Аллигаторы, крокодилы и им подобные имеют удлиненное тело с четырьмя конечностями, покрытое чешуйками или пластинками. Ящерицы и змеи относятся к пресмыкающимся высшего порядка. Основное различие между ящерицами и змеями состоит в строении челюстей. У змей и верхняя и нижняя челюсти имеют подвижные части с острыми, загнутыми внутрь зубами.

7.Чтение текста в рубрике «Жил на свете человек...».

 

С давних времен и поныне змеи в восточной медицине служат одним из основных источников лекарственных средств при лечении многих заболеваний. Больному могут давать змеиную кровь, желчь, а также настойку на змеях, в состав которой входит и яд.

Профессия змееловов — охотников за змеями — очень опасна. Однако и змеям можно порой посочувствовать. Некоторые виды стали редкими и уже нуждаются в охране.

 

 

ИТОГ УРОКА:

- Назовите позвоночных животных, с которыми сегодня познакомились.

  

Д/З.  подготовить пересказ текста  с. 68—71

 ЛИТЕРАТУРА
 1.    В мире дикой природы
 2.    Окружающий мир 3 класс поурочные планы (автор-составитель О.А.Исакова, 2006)
Категория: Уроки | Добавил: podrezova
Просмотров: 13239 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.4/11
Всего комментариев: 1
30.03.2012
1. даря [Материал]
супер

Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Погода
    Яндекс.Погода

    Праздники



    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz