Изучение музыки
направлено на достижение следующих целей:
· формирование основ музыкальной культуры через
эмоциональное, активное восприятие музыки;
· воспитание эмоционально-ценностного отношения к
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к
ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной
культуре разных народов мира;
· развитие интереса к музыке и музыкальной
деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной
памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных
видах музыкальной деятельности;
· освоение музыкальных произведений и знаний о
музыке;
· овладение практическими умениями и навыками в
учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных
музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Цели музыкального
образования осуществляются через систему ключевых задач личностного,
познавательного, коммуникативного и социального развития.
Личностные задачи:
формировать
ценностно-смысловые ориентации и духовно-нравственные основания;
развивать творческий
потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую
позицию;
развивать самосознание,
позитивную самооценку и самоуважение, жизненный оптимизм.
Познавательные и
социальные задачи:
приобщать к шедеврам мировой
музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству;
формировать целостную
художественную картину мира;
воспитывать патриотические
убеждения, толерантность жизни в поликультурном обществе;
развивать творческое,
символическое, логическое мышление, продуктивное воображение, произвольные
память и внимание, рефлексию.
Коммуникативные
задачи:
формировать умение слушать,
способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в
обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Раздел
2. Учебно-тематический план.
№
|
Содержание
|
Количество
часов
|
1
|
Звуки
вокруг нас
|
9
|
2
|
Музыкальные встречи Маши и Миши
|
7
|
3
|
Так и льются сами звуки из души!
|
10
|
4
|
Волшебная сила музыки
|
7
|
5
|
Итого
|
33
|
Раздел 3.
Содержание программы
«Мир музыки в мире детства»
Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального
образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка.
Это – звуки, окружающие его. Это – музыка природы и дома. Это – музыкальные
встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста.
Это – звучащий образ Родины и народные напевы.
Программа 1 класса нацелена на развитие
у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на
выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных
жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в
процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. – в тех
ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее
естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том,
что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная
школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального
образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего
рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический
замысел – «Мир музыки в мире детства» – является темой данного года
музыкального образования.
В соответствии с азбучным характером
учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются
житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни
и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые
авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, З. Компанейца, Н. Метлова, А.
Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой,
А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г.
Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.
В программу 1 класса включены произведения русских и
зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А.
Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б.
Кабалевского, С.М. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и
др.
Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения,
игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе
проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с
интересами и пристрастиями школьников и учителя.
В 1 классе выстроена система накопления общих
музыкально-художественных представлений и прикладных понятий, связанных со
средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами) и
имеющих преемственность с программой 2 класса.
1-я четверть
– «Звуки
вокруг нас»
Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная.
Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
Смысловое содержание тем.
Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от родного порога.
Воплощение в звуках
окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство
с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других
звуков. Первая песня, услышанная в родном доме – мамина колыбельная. Мягкие
размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа.
Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки. От
музыкальных звуков дома – к «поющей
природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе
Характеристика деятельности
обучающихся:
-
Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
-
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
-
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
-
Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
-
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и
исполнении музыкальных произведений.
-
Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных
инструментах.
-
Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
-
Осуществлять первые опыты сочинения.
2-я четверть
– «Музыкальные
встречи Маши и Миши»
Темы:
Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.
Смысловое содержание тем.
Идея четверти: от музыки в жизни ребенка – к звучащему образу Родины.
Музыкальное окружение в
жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных
жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах.
Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная
сторонка в музыкальных картинках.
Характеристика деятельности
обучающихся:
-
Сравнивать разные музыкальные произведения.
-
Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.
-
Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
-
Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.
-
Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического
прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
-
Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
-
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
-
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и
импровизации
3-я четверть
– «Так и
льются сами звуки из души!»
Темы: Зимние забавы.
Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на
музыкальном языке.
Смысловое содержание тем
Идея четверти: музыка вокруг ребенка – музыка в душе
ребенка – музыка в его художественном творчестве.
Выразительные
возможности музыки. Приобщение к
музыкальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном
языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы.
Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых
мам и бабушек
Характеристика деятельности
обучающихся:
-
Выявлять выразительные возможности музыки.
-
Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях,
певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
- Разучивать
и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
-
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
-
Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц,
зверей, людей.
-
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
-
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с
учетом выразительных возможностей музыки.
-
Инсценировать песни, фрагменты опер.
4-я четверть
– «Волшебная
сила музыки»
Темы: Композитор –
исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: музыка преображает человека.
Ребенок
как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с
музыкой. Музыка – вечный спутник человека
Характеристика деятельности
обучающихся:
-
Осознавать преобразующие функции музыки.
-
Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
-
Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как
субъектов музыкально-творческой деятельности.
-
Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
-
Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных
образов.
-
Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в
пении, слове, пластике, рисунке.
Реализация задач
осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главные из
которых:
·
слушание музыки и размышление о ней;
·
пение;
·
инструментальное музицирование;
·
музыкально-пластическое движение;
·
драматизация музыкальных произведений.
Музыкальный материал
программы составляют: произведения композиторов-классиков (преимущественно
отечественных композиторов), народные и композиторские песни, музыкальные
упражнения с использованием элементов пластического интонирования, музыкальные
партитуры с применением элементарных музыкальных инструментов. Сочинения,
предназначенные для прослушивания, звучат не более одной - двух минут.
В качестве главных методов
программы избраны следующие методы:
·
метод наблюдения за музыкой;
·
метод убеждения и увлечения музыкой;
·
метод импровизации;
·
метод переинтонирования;
·
метод «сочинения уже сочинённого»;
·
метод размышления о музыке;
·
метод междисциплинарных взаимодействий;
·
метод восхождения от частного к общему.
Раздел
4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Музыка» к концу первого года обучения по итогам освоения программы 1 класса
обучающиеся должны
знать/понимать:
·
смысл понятий: «композитор», «исполнитель»,
«слушатель»;
·
названия изученных жанров (песня, танец, марш);
·
названия изученных произведений и авторов;
·
названия музыкальных инструментов (рояль,
пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка);
·
названия нот;
·
основные средства музыкальной выразительности:
темп, динамика, ритм, тембр;
уметь:
·
узнавать изученные музыкальные произведения и
называть имена их авторов;
·
определять на слух основные жанры музыки (песня,
танец, марш);
·
определять и сравнивать характер, настроение в
музыкальных произведениях;
·
передавать настроение музыки и его изменение: в
пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных
инструментах;
·
исполнять вокальные произведения с
сопровождением и без сопровождения;
·
вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь
по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и
ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;
·
использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для: исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении; музицирования на детских музыкальных
инструментах; передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными
средствами.
Раздел 5. Формирование УУД при обучении музыке
Личностными
результатами изучения
музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения
к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными
результатами изучения
музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или
какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание
основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о
музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах
учебно-творческой деятельности.
Метапредметными
результатами изучения
музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать
произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей
действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие,
работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих
задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат
освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных
характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться,
способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой
деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и
свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои
поступки перед семьей и обществом;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным
вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны
и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья
Раздел
6. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для
реализации программного содержания используются:
Литература:
1. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка. 1класс Учебник
/Академкнига, 2011 год
2. Челышева Т.В.,
Кузнецова В.В. Музыка. 1класс Методическое пособие для учителя / Академкнига,
2011 год
Календарно тематическое планирование
|